Denta4you.ru

Общественный сайт

Авиакатастрофа Ту-154 в Иркутске 4 июля 2001 года
Катастрофа рейса ДД 352

Обломки Ту-154, потерпевшего крушение 4 июля 2001 года
Общие сведения
Дата

4 июля 2001 года

Время

02:08 местного времени[1]

Характер

Сваливание на посадке

Причина

Ошибка экипажа

Место

район деревни Бурдаковка, 22 км от аэропорта Иркутска, Иркутская область, Россия

Координаты

(O)(O)

Погибшие

145 (все)

Воздушное судно


Самолёт Ту-154М Владивосток Авиа, аналогичный потерпевшему катастрофу

Модель

Ту-154М

Авиакомпания

Владивосток Авиа

Пункт вылета

Екатеринбург

Пункт назначения

Иркутск

Бортовой номер

RA-85845

Дата выпуска

30 сентября 1986 года

Пассажиры

136

Экипаж

9

Выживших

0

Авиакатастрофа Ту-154 в Иркутске — тяжёлое авиационное происшествие (катастрофа) с самолётом Ту-154 (бортовой номер 85845) авиакомпании «Владивосток Авиа», совершавший рейс ДД 352, по маршруту ЕкатеринбургИркутскВладивосток, произошедшая 4 июля 2001 года в 2:08 по местному времени (3 июля в 17:08 по UTC) при заходе на посадку в Иркутском аэропорту, В результате катастрофы 135 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.

Содержание

Последовательность событий

Взлёт и полёт прошли в штатном режиме. В 01:50 по иркутскому времени экипаж начал снижение с целью посадки в аэропорту Иркутска. В 02:05 командир воздушного судна доложил об установлении визуального контакта со взлётно-посадочной полосой Иркутского аэропорта. В 02:08 самолёт исчез с экрана радара иркутской диспетчерской службы.

Примерно в это время жители деревни Бурдаковка услышали громкий хлопок. Один из сельчан позвонил в милицию. К предполагаемому месту падения выехали пожарные бригады и машины скорой помощи. В 03:25 было обнаружено место падения самолёта. Обломки самолёта были разбросаны на площади в 10 000 м². Утром были найдены три бортовых самописца, включая тот, что регистрирует переговоры экипажа в кабине. Они были отправлены на экспертизу.

Причины катастрофы

13 декабря 2001 г. было опубликовано заключение государственной комиссии по расследованию катастрофы рейса ДД 352. Причиной были названы ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдержать режим высоты 850 метров при нахождении самолёта в левом развороте, на скорости, меньше рекомендованной, что заставляло автопилот отклонять руль высоты «на кабрирование» для необходимого поддержания высоты полета, что приводило к увеличению угла атаки. Чтобы исправить ошибку, при левом крене −45°… уменьшить скорость снижения, находясь ниже высоты, заданной диспетчером, второй пилот потянул штурвал на себя. В результате увеличился угол атаки. При большом угле атаки необходима гораздо большая скорость, чем та, с которой летел самолёт (хотя эта цитата растиражирована, но правильнее сказать: При увеличившемся угле атаки необходима бо́льшая тяга двигателей — для компенсации возросшего сопротивления), в результате самолёт вышел на закритические углы атаки и начал терять аэродинамическую устойчивость (подъёмную силу крыла). Нештатная ситуация продолжила развиваться, а после 10 секундного промедления с увеличением тяги двигателей исчезла и управляемость. Неправильные действия командира воздушного судна, инстинктивные, вопреки инструкциям, лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолёт полностью потерял управление и разбился.

Выписка с бортового магнитофона

Приводится выписка с бортового магнитофона МАРС-БМ внутрикабинных переговоров и радиообмена с диспетчером экипажа самолёта Ту-154 85845, выполняющего рейс 03.07.2001 г. по маршруту Екатеринбург — Иркутск.


Расшифровка переговоров:

Время
16:58:07 шт 845, 5700, Раздолье.[2]
16:58:10 д 845 Раздолье подтвердил, 5700. С подходом — 125,2[3].
16:58:15 шт 125,2.
16:58:21 квс Хорошо.
16:58:22 квс Иркутск-подход! 85845, доброй ночи. Раздолье 5700 информация ЭКСРЕЙ[4].
16:58:32 д 85545,[5] Иркутск-подход 85845,[6] доброй ночи, прямой 282 градуса, удаление 80 километров, к третьему левым, снижайтесь 2700.
16:58:42 квс 845, к третьему снижаюсь 2700.
16:59:25 квс Нормально идем.
16:59:35 квс 550 метров у нас уберется.
16:59:45 э (неразборчиво)
16:59:46 квс До третьего.
16:59:48 э (неразборчиво)
17:01:04 квс Ещё подтягивать придется.
17:01:42 квс Юра, включи обогревы ВНА.
17:01:43 би Включен.
17:01:55 д 845, удаление 40, снижайтесь 2100.
17:01:58 2п 2100.
17:01:59 квс 845 снижаюсь 2100.
17:02:29 э (неразборчиво)
17:02:59 квс Мы дома, снижаемся, с прямой заходим, такая высота, проходим по Дагес[7], здесь мы ещё 550 м. Сбросим…
17:04:09 д 845, последнюю информацию Янки[4] прослушайте.
17:04:13 квс Понял, хорошо, слушаю.
17:04:17 э Ты мне, да?
17:04:21 АТИС … миллиметров, 947, ГПА без существенных изменений, получение информации Янки подтвердите.
17:04:43 квс Коля, послушай, а я сейчас с ним отработаю.
17:04:45 шт Слушаю.
17:04:49 квс 845, 2100.
17:04:52 д 845. Система захода?
17:04:55 квс Заход директорный,[8] информация Янки, давление 7-10.
17:05:02 д 845, заход разрешаю, снижайтесь 900 к третьему по давлению 7-10 мм.
17:05:08 квс 845. К третьему снижаюсь 900, давление 7-10.
17:05:14 д 845, траверз полосы проходите, 11 километров боковое (удаление — Прим.)
17:05:18 квс Да, визуально наблюдаю. Принял.
17:05:28 2п Юра, чисто. Его можно вырубить! Посмотрим там.
17:05:29 квс Да он работает.
17:05:32 шт Я рассчитываю 20 километров.
17:05:34 квс Хорошо.
17:05:36 шт Сейчас давление поставим 7-10.
17:05:43 квс Полностью вываливай[9] и гаси скорость, гаси скорость.
17:05:44 э Гаси, гаси.
17:05:47 квс Выставляем давление 7-10.
17:05:48 2п 7-10.
17:05:49 э 7-10.
17:05:55 квс 845, на 1800, 7-10 давление установлено, контрольная 1250, снижаюсь 900.
17:06:01 д 845, понял.
17:06:03 шт 150 до заданной.
17:06:04 2п Да.
17:06:05 квс Гаси, гаси скорость.
17:06:05,5 2п Гашу, гашу.
17:06:06 шт Механизацию смотри.
17:06:08 квс Нам 100 метров до заданной.
17:06:09 2п Да, 100 метров.
17:06:10 шт (неразборчиво) … километров.
17:06:13 квс Ты 8 поставил, у тебя скорость и выскочит.
17:06:17 квс Вот и вошли в облачность, Юра.
17:06:20 квс Смотри, температура какая.
17:06:21 шт Дают 290 градусов — 5,14 градуса, 710 CAVOK[10].
17:06:25 квс Хорошо.
17:06:26 квс Так, подключаем и …
17:06:28 2п Загорелось?
17:06:30 шт (неразборчиво) … да работает
17:06:32 квс Сколько осталось километров?
17:06:34 шт 8 километров.
17:06:34,5 2п 8.
17:06:35 квс Хорошо.
17:06:56 квс Вот так вот берем, …. Застабилизировал высоту.
17:06:58 2п Хорошо.
17:07:02 2п 400 километров (скорость — Прим.).
17:07:03 квс Руль хорошо, шасси выпустить.
17:07:06 2п Выпускаю.
17:07:08 би Шасси выпускаются.
17:07:10 2п Шасси (неразборчиво)… РВ … (неразборчиво)
17:07:12 д 845, выполняйте третий, снижайтесь 850 метров к четвёртому.
17:07:17 квс 845, снижаюсь к четвёртому, 850.
17:07:21 би Шасси выпущены.
17:07:23 квс Так, скорость падает….
17:07:25 квс Снижаемся.
17:07:27 квс 850, режим 70.[11]
17:07:29 би 70.
17:07:30 квс (350, 360) скорость выдерживаем.
17:07:32 квс 7-5 режим.
17:07:33 би 7-5.
17:07:37 шт К 850 подходим.
17:07:39 квс 80 режим.
17:07:40 би 80.
17:07:42 квс 8-2.
17:07:43 э 8-2 (очевидно, бортинженер — Прим.).
17:07:44 шт 850.
17:07:45 квс 850.
17:07:45,5 Звуковая сигнализация АУАСП (длительность 1,5 сек.)
17:07:47,2 Звуковая сигнализация отключения АБСУ (длит. 2,3 сек.)
17:07:49 квс Блядь, вы что!
17:07:51 квс Скорость!
17:07:52 э (неразборчиво)
17:07:53 квс (неразборчиво) Блядь, добавь.
17:07:53,5 2п Стоп! Стоп! Куда! Куда!
17:07:55 квс Стоп! Стоп! Стоп!
17:07:55,5 шт Так, так, так
17:07:57 квс Выводим!
17:07:58 шт Тише, тише, тише.
17:07:59 2п Давайте вправо!
17:08:01 Звуковая сигнализация задатчика РВ (длит. 4 сек.), начало звуковой сигнализации АУАСП (продолжается до конца записи)
17:08:02 э Режим! Добавь!
17:08:05 э Режим!
17:08:06 би (неразборчиво) есть!
17:08:08 э Режим добавь!
17:08:09,5 2п Взлетный режим! Господи!
17:08:10,5 би Взлетный!
17:08:11,5 э Эх, все, пиздец!
17:08:16 Звуковая сигнализация задатчика РВ (длит. 6 сек.)

Примечания

  1. Катастрофа Ту-154М а/к 'Владивосток-авиа' в районе Иркутска airdisaster.ru - Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России
  2. Номер борта (85)845, высота 5700 м и населенный пункт, над которым совершался полет.
  3. 125,2 МГц — частота связи с диспетчером подхода Иркутска.
  4. 1 2 «X‑ray», «Yankee» — буквенный шифр последней принятой метеосводки.
  5. Ошибка диспетчера подхода в бортовом номере
  6. Здесь диспетчер исправился
  7. Дагес — перевыставляем барометрический высотомер
  8. То есть вручную, автопилот отключен!
  9. т.е. полный выпуск закрылков
  10. CAVOK (англ. Ceiling And visibility OK) — дословно: «потолок и видимость OK», т.е. нет облаков ниже 1500 м над уровнем аэродрома, нет кучево-дождевых облаков; видимость не менее 10 км; нет и не прогнозируется существенных погодных явлений: осадков, гроз, тумана или позёмки.
  11. 70 % номинальной тяги двигателей

Ссылки

  • Полный список погибших в катастрофе Ту-154 под Иркутском (4 июля 2001)
  • Катастрофа Ту-154М а/к «Владивосток-авиа» в районе Иркутска на сайте airdisaster.ru
  • Окончательный отчет по результатам расследования катастрофы
  • Иркутский треугольник. «Московский комсомолец», 5 июля 2001
  • Компьютерное моделирование катастрофы RA-85845 (вид из кабины пилота)
  • Компьютерное моделирование катастрофы RA-85845 (внешний вид)

Авиакатастрофа Ту-154 в Иркутске 4 июля 2001 года.