Denta4you.ru

Общественный сайт

Автозаводская 73б ярославль, автозаводская ледовая арена, автозаводская 33 ульяновск, автозаводская метро

55°42′26″ с. ш. 37°39′27″ в. д. / 55.707222° с. ш. 37.6575° в. д. (G) (O) (Я)

«Автозаводская»
Замоскворецкая линия
Московский метрополитен
Дата открытия:

1 января 1943 года

Проектное название:

Завод имени Сталина

Прежние названия:

Завод имени Сталина (до 5 июля 1956 года)

Проекты переименования:

Симоново (1992 год)

Тип:

Колонная трёхпролётная мелкого заложения

Глубина заложения, м.:

11 метров

Количество платформ:

1

Тип платформы:

Островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

А. Н. Душкин (при участии Н. С. Князева)

Архитекторы вестибюлей:

А. Н. Душкин (южный), М. Г. Файнштейн (северный, 1968 год)

Инженеры-конструкторы:

С. Рыбкин, Г. И. Кибардин, Н. А. Кабанов

Станцию возвело:

Дистанция № 3 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители А.Чесноков, А.Филиппов)

Выход к улицам:

Автозаводская улица и улица Мастеркова

Наземный транспорт:

А 8, 9, 99, 147, 186, 193, 216, 291, 234, 633, 670, 950; Тб 26, 40, 46, 67

Время открытия:

северный выход — 5:30
южный выход — 5:35

Время закрытия:

1:00

Работающие операторы
сотовой связи:

Билайн, МТС, МегаФон

Код станции:

029

«Автозаводская» на Викискладе
Замоскворецкая линия
Улица Дыбенко
Беломорская
оборотные тупики
Речной вокзал
Водный стадион
Войковская
гейт к Подмосковной
ТЧ-2 «Сокол»
Сокол
Аэропорт
Динамо
оборотные тупики
Белорусская
Маяковская
Тверская
ССВ к Курской
Театральная






Новокузнецкая
ССВ к Павелецкой
ССВ к Серпуховской
ССВ к Октябрьской
Павелецкая
Автозаводская
оборотные тупики
Технопарк
Нагатинский метромост через р. Москву
Коломенская
съезд к Каширской
Каширская
съезд к Варшавской
Кантемировская
Царицыно
Орехово
оборотные тупики
Домодедовская
Красногвардейская
оборотные тупики
ССВ к Зябликово
ТЧ «Братеево»
Алма-Атинская

«Автозаво́дская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Павелецкая» и «Коломенская». Находится на территории района «Даниловский» Южного административного округа города Москвы. Является памятником архитектуры (размещена соответствующая памятная доска).

Содержание

История

Внешние изображения
Конкурсные проекты станции «Завод имени Сталина»
Проект Н.Н. Андриканиса №1. Центральный зал. 1938 год[1].
Проект Н.Н. Андриканиса №2. Центральный зал. 1938 год[1].
Проект Л.М. Полякова. Центральный зал. 1938 год[1].

Станция строилась в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на участке «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная»)— «Завод имени Сталина».

Проект станции выбирался на конкурсной основе из 42 проектов — подобное разнообразие объяснимо тем, что в то время всё, связанное с именем вождя, было очень престижно. Победителем был признан проект к тому времени уже известного архитектора А. Н. Душкина (при участии Н. С. Князева). Сам Душкин впоследствии так говорил об Автозаводской:

Станцию эту люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь чётко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы

Строительство станции было начато ещё в 1940 году, но после начала Великой Отечественной войны работы были приостановлены. Однако, как только регулярные бомбардировки города прекратились, строительство было возобновлено, и 1 января 1943 года станция вступила в строй.

До 5 июля 1956 года называлась «Завод имени Сталина». После развенчания «культа личности» была переименована вместе с заводом. Современное название — по расположенному вблизи Московскому автомобильному заводу имени И. А. Лихачёва.

Техническая характеристика

Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 11 метров). Платформа — островная. Сооружена по индивидуальному проекту. За станцией находятся тупики, использовавшиеся для оборота составов до продления линии на юг, теперь они используются для технического обслуживания и ночного отстоя составов. Часть перегона «Автозаводская» — «Коломенская» наземная, и располагается на мосту над Москвой-рекой.

Конструкция и оформление

Внешние изображения
Изречения между барельефами
Изречение И.В. Сталина, восточная стена
Изречение Д. Джабаева, западная стена

Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет собой вариацию на тему «Кропоткинской». Главное отличие состоит в том, что «Автозаводская» существенно выше. Два ряда тонких железобетонных колонн квадратного сечения с рёбрами поддерживают уплощённые, но вместе с тем рельефные безбалочные своды. В торцах станции расположены эскалаторы, проход к которым со станции осуществляется через круглые аванзалы.

Путевые стены станции облицованы мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, преимущественно тёплых тонов. Колонны отделаны жёлто-лиловым алтайским мрамором «Ороктой» (в Московском метрополитене это первое использование такого мрамора), основание колонн — чёрный диабаз. Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из чёрного и серого гранита. Также местами использовались асфальт и метлахская плитка.

Первоначально на своде по центру зала размещались оригинальные конические светильники. Позднее они были заменены люминесцентными лампами, которые располагаются между соседними колоннами в каждом ряду (два ряда светильников), и таким образом, облик станции был кардинально изменён. В северном торце центрального зала размещалась гипсовая скульптура Иосифа Сталина (демонтирована при сооружении северного выхода в город).

Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (выполнены В. А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта). Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС (ныне ЗИЛ). На первой показан монтаж гусениц на танк КВ-1. Вторая мозаика изображает литейный цех, третья — механосборочный, четвёртая — кузнечный. Западная стена воспевает мирный труд и боевые успехи народов СССР, которые стали возможны благодаря продукции завода ЗИС. Первое панно изображает погрузку бомб в дальний бомбардировщик Ил-4, отправляющийся бомбить Берлин. На второй мозаике показана жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС. На третьей мозаике изображены астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки с икрой. На четвёртой мозаике изображена картина морского боя.

Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И. С. Ефимова, размещёнными на уровне центра зала. Барельефы выполнены из серо-жёлтого московского известняка. На восточной стене установлены барельефы «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». Западную стену украшают барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа».

Ближе к торцам станции размещены две скамейки. Около южного выхода размещён контейнер для бомб.

Вестибюли

Станция имеет два выхода, ведущие на улицы Автозаводская и Мастеркова. Кроме того, оба выхода находятся на разных сторонах Автозаводской площади, на которую ведут 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды.

Двухэтажный южный вестибюль — ровесник станции, также выполнен по проекту А. Н. Душкина. Некогда отдельно стоящий, сейчас он встроен в жилое здание. Фасад украшают полуколонны из лабрадора и очень высокие застеклённые арки дверных проёмов. Сразу за двойными дверями находится прямоугольный аванзал станции. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные коваными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором месторождения Газган.

Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором месторождения Коелга. Напротив эскалатора находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет танк КВ-1, по бокам от него едут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка КВ, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (при участии Е. Е. Лансере).

Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором.

Сферический купол вестибюля украшен несколько выбивающейся из общей композиции упрощённо-схематической росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме (работа В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровского), выполненной в конце 1950-х годов. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье».

Северный выход, построенный по проекту М. Г. Файнштейна в 1968 году и в целом типичный для московского метрополитена, заканчивается в подземном переходе под улицей Мастеркова.

Станция в цифрах

  • Код станции — 029.
  • В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу — 60 800 человек, по выходу — 65 500 человек[2].
  • Время открытия южного вестибюля — 5 часов 35 минут, северного — 5 часов 30 минут; время закрытия станции для входа пассажиров в 1 час ночи[3].
  • Таблица времени проезда первого поезда через станцию[4]:
Понедельникпятница
(чч:мм:сс)
Субботавоскресенье
(чч:мм:сс)
По нечётным числам
По чётным числам
В сторону станции

«Речной вокзал»

5:40:25 5:40:25
5:40:25 5:40:25
В сторону станции

«Красногвардейская»

5:44:10 5:45:40
5:44:10 5:45:40

Террористический акт в 2004 году

В 8 часов 40 минут 6 февраля 2004 года во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершён теракт. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство, находившееся на его теле (либо в сумке на плече). Взрывом был убит 41 человек (не считая террориста), более 200 человек получили ранения. В память о жертвах этого теракта около северного выхода из станции «Автозаводская» на стене перед эскалатором установлена мемориальная доска с именами погибших при взрыве.

Интересные факты

  • Если приглядеться, становится видно, что путевые стены станции отделены от потолочных сводов тонким фризом из дубовых листьев.
  • Замена светильников улучшила освещённость станции, но при этом нарушила первоначальный замысел Душкина, для которого световые эффекты были своего рода «визитной карточкой». На старых фотографиях видно, что первоначальные светильники подчёркивали рельефность сводов и зрительно придавали потолку станции очень своеобразную конфигурацию. Нынешние светильники обладают обратным эффектом — зрительно они уплощают своды.
  • При внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить дырки, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции, «Завод имени Сталина».
  • При спуске на станцию из южного вестибюля, возникает специфический зрительный эффект — колонны станции возникают перед взором посетителя одна за другой, а затем сливаются в единый коридор.
  • Ещё один зрительный эффект создаётся при подъёме со станции через южный вестибюль — тёмный эллиптический обвод камеры эскалатора создаёт впечатление приближающегося дирижабля.

Станция в художественной литературе

В числе многих других станций Московского метрополитена, «Автозаводская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». По книге, станция обитаема и является базой троцкистов, хотя действие книги не затрагивает какие-либо события на Автозаводской[5].

Фотографии

Примечания

  1. ↑ Метро, которого нет  (рус.). moscowwalks.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 27 февраля 2012.
  2. 3stars (недоступная ссылка с 27-04-11 (523 дня))
  3. Режим работы станций и вестибюлей Московский Метрополитен
  4. Время отправления первых поездов Московский метрополитен
  5. Глуховский Д. А. Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007.

Литература

  • М. Наумов, И. Кусый. Московское метро / И. Кусый. — М.: «Вокруг света», 2005. — 360 с. — ISBN 5-98652-023-8
  • Е. Ларичев, А. Углик. Московское метро. Путеводитель / Е. Ларичев. — М.: КнигиWAM, 2007. — 186 с. — ISBN 5-91002-015-3
  • А. Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-9903159-1-4

Ссылки

  • Данные о станции на официальном сайте Московского метрополитена
  • «Автозаводская» на сайте Артемия Лебедева metro.ru
  • «Автозаводская» на сайте news.metro.ru
  • План-схема станции
  • «Автозаводская» на KartaMetro.info — Городской транспорт, выходы в город и схема станции на спутниковой карте Москвы.
  • «Автозаводская» на Яндекс. Картах.
Предшественник:
Театральная
Конечная станция Замоскворецкой линии
1 января 194311 августа 1969
Преемник:
Каширская
Каховская


Автозаводская 73б ярославль, автозаводская ледовая арена, автозаводская 33 ульяновск, автозаводская метро.

Для тех, кто свалился с луны, Дапсанг, Урк (Нидерланды).