Denta4you.ru

Общественный сайт

Мельвиль, Жан-Пьер
Жан-Пьер Мельвиль
Jean-Pierre Melville
Имя при рождении:

Жан-Пьер Грюмбах

Дата рождения:

20 октября 1917(1917-10-20)

Место рождения:

Париж

Дата смерти:

2 августа 1973(1973-08-02) (55 лет)

Место смерти:

Париж

Гражданство:

 Франция

Профессия:

кинорежиссёр, сценарист, актёр

Карьера:

1945—1972

IMDb:

ID 0578483

Жан-Пьер Мельви́ль (фр. Jean-Pierre Melville, настоящая фамилия — Грюмбах, фр. Grumbach; 19171973) — французский кинорежиссёр и сценарист.

Содержание

Биография

Родился в семье эльзасских евреев. Участвовал во Второй мировой войне, в том числе в Южно-французской операции. Во время войны принял псевдоним Мельвиль как дань любимому писателю Герману Мелвиллу и затем сохранил его в качестве артистического. Вернувшись с фронта, подал заявку на лицензию ассистента режиссёра; получив отказ, решил ставить фильмы своими средствами.

Независимое положение Мельвиля и его «репортажный» стиль (он одним из первых французских режиссёров постоянно применял натурные съёмки) оказали решающее влияние на французскую «новую волну». Когда Годар столкнулся с трудностями при монтаже фильма «На последнем дыхании», именно Мельвиль, участвовавший в фильме как актёр, предложил просто смонтировать лучшие части дублей, положив тем самым начало знаменитой новаторской технике «рваного монтажа».

Сам себя Мельвиль характеризовал как «крайнего индивидуалиста» и «анархиста правого крыла». Чтобы сохранить независимость от диктата продюсеров, предпочитал работать на собственной студии. Умер от сердечного приступа во время обеда в ресторане с другом. Возрождение интереса к творчеству Мельвиля пришлось на 1990-е годы, когда его стали называть в числе своих кумиров такие актуальные режиссёры, как Квентин Тарантино и Джон Ву[1].

Режиссёрский почерк

Мельвиль завоевал известность трагическими, минималистскими фильмами на криминальную тематику («Самурай», «Красный круг»), в которых главные роли исполняли наиболее харизматичные актёры Франции — Ален Делон, Ив Монтан, Жан-Поль Бельмондо, Лино Вентура, Серж Реджани. Их герои в полной мере проявляют себя только в условиях ежеминутной близости смерти, которые предоставляет криминальное или партизанское подполье.

Режиссёрский стиль Мельвиля, сложившийся под влиянием кинематографа США, фетишизирует типичные аксессуары гангстерских фильмов — оружие, костюмы и особенно шляпы. В поведении гангстеров режиссёра занимают не столько содержание и цель, сколько его внешняя сторона — процедура, ритуал[2].

Художественную вселенную Мельвиля называют вакуумной[3], для неё свойственна разреженность событий и персонажей, эластичность субъективно переживаемого времени[4]: «ноющее затишье прострочено резкими взрывами действия» (Дэйв Кер)[5]. Последние фильмы Мельвиля «столь же продуманны, бесстрастны и абстрактны, как игра в шахматы»[4].

Фильмография

Режиссёр

Актёр

Примечания

  1. Poet of the underworld | Film | The Guardian
  2. http://www.nytimes.com/2006/04/30/movies/30raff.html
  3. Лучшие фильмы на свете : «Армия теней» Жана-Пьера Мельвилля — Фильмы и фестивали — Журнал — Афиша
  4. ↑ Army of Shadows: Out of the Shadows - From the Current - The Criterion Collection
  5. http://www.chicagoreader.com/chicago/army-of-shadows/Film?oid=1050334

Ссылки

  • Жан-Пьер Мельвиль  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Жан-Пьер Мельвиль на сайте Senses of cinema (недоступная ссылка — история)
  • Пьер Мельвиль на сайте журнала «Сеанс»
  • Жан-Пьер Мельвиль на Синематеке

Мельвиль, Жан-Пьер.